Главная    English 

Афоризм

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

Дени Дидро (1713–1784), философ, романист и художественный критик

Подробно

24.02.2016 18:12 Давность: 1 yrs

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смотрите также:
Тематические разделы: Новости НРО

 

На проект “О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»” ст. 5.1. Миссионерская деятельность

Комитет Государственной Думы ФС РФ

по делам общественных объединений и религиозных организаций

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На проект “О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»” ст. 5.1. Миссионерская деятельность, на основании Постановления Архангельского областного собрания депутатов от 25 ноября 2015 № 1076, Проект 9966156.Предложенный на рассмотрение проект ст. 5.1. «Миссионерская деятельность» Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» является комплексной законодательной инициативой, затрагивающей широкое проблемное поле, включающее в себя как сферу государственно-религиозных отношений, так и область религиоведения, теологии, права.Авторы указанного проекта предложили законодательно закрепить субъективную дефиницию религиозного феномена миссионерства в правовом поле, фиксируя трехчастную экспликацию указанного понятия: Миссионерская деятельность (п.1); Информационная миссионерская деятельность (п.3); Организационная миссионерская деятельность (п.4). А также, исходя из определения миссионерской деятельности, предприняли попытку раскрыть понятие «миссионер» в п.2 ст. 5.1.

В Пояснительной записке к проекту «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» депутаты Архангельского областного собрания указывают на то, что «действующее федеральное законодательство не регулирует в достаточном объеме правоотношения, связанные с порядком осуществления миссионерской деятельности». По этой причине необходимость законодательного закрепления за субъектами Российской Федерации «полномочий по правовому регулированию вопросов осуществления миссионерской деятельности», по мнению парламентариев, «обусловлена имеющимися социально-экономическими и культурными различиями между субъектами Российской Федерации, особенностями их геополитического положения».

Заметим, что одной из основных современных геополитических угроз является как раз тенденция к разбалансировке унифицированной правовой матрицы национального законодательства Российской Федерации. Подобный неперспективный тренд региональных правовых эксклюзивов неминуемо спровоцирует в поликонфессиональном сообществе России усиление этно-религиозных разломов явно или запрограммирует их латентное течение. Указанные тенденции, ведущие к избыточному контролю за деятельностью религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность в рамках правового поля действующего законодательства России, нежелательны и с точки зрения современных внешних, и внутренних политических и этно-религиозных процессов. Тем более, в преддверии выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва.

По существу формулировок предложенной статьи: 

1. Согласно п.1 ст.5.1. «Миссионерской деятельностью признается информационная и организационная деятельность представителей религиозных объединений, а также лиц, распространяющих религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения, произведенные религиозными объединениями, прямо или косвенно направленная на распространения своего вероучения и религиозной практики на территории Российской Федерации среди лиц иной веры и (или) неверующих». Таким образом, под действие указанной статьи неминуемо попадут индивидуальные предприниматели, которые не ассоциируют себя с какой-либо религиозной традицией, однако, являются собственниками, к примеру, книжных магазинов, в которых продается «религиозная литература и иные предметы религиозного назначения, произведенные религиозными организациями». Статья распространится и на обывателя, который, скажем, не является воцерковленным православным, однако поздравляет с светлым праздником Пасхи своего соседа куличом или крашеным яйцом, освященными в ближайшем православном храме. Упомянутые и иные категории светских граждан, на основании указанного положения п.1 ст. 5.1., можно смело будет зачислить в миссионеры-адепты соответствующего религиозного объединения. 

2. Указанная статья содержит избыточные нормы, дублируя положение ст.28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Равно как и п.1 ст.3. Федерального закона 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Ред. от 28.11.15): «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». 

3. В соответствии с п.4 ст. 5.1. Организационная миссионерская деятельность по мнению региональных парламентариев направлена «на создание организованных религиозных структур (объединений), подготовку специалистов, организацию и проведение религиозных мероприятий, а также создание иных условий для осуществления миссионерской деятельности». Данные положения вводят новые, юридически не выверенные дефиниции в область правового регулирования деятельности религиозных объединений, а также создают параллельные избыточные конструкции уже существующим нормам действующего законодательства, регулирующим процедуры создания религиозной группы, организации или объединения, образовательной деятельности религиозных объединений и т.п. 

Эксперт:

Игорь Игорьевич Малин

Юрист, исполнительный директор Научно-исследовательского центра Поволжья «Нижегородское религиоведческое общество»