Главная   О нас  Издательская деятельность  Новости  Образование  Религии в Нижегородской области   English 

Афоризм

«Все проходит, но все остается... Ничего не уходит совсем, ничего не пропадает... И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды…»

свящ. Павел Флоренский (1882-1937)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ 522400 – РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ– МАГИСТР РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 522400 – Религиоведение

 

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской федерации от 02.03.2000 г. №686.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – Магистр религиоведения.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 522400 Религиоведение при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Деятельность магистра направлена на научный и философский анализ развития и функционирования религии в обществе, на научное обеспечение деятельности органов управления в системе государственной власти, в общественных организациях и в коммерческих структурах, на формирование нравственных качеств учащейся молодежи.

Магистр подготовлен к выполнению экспертно-консультативной деятельности, к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 522401 – Философия религии, 522402 – Религиозная философия, 522403 – Социология религии, 522404 – Психология религии, 522405 – Феноменология религии, 522406 – Свободомыслие в духовной жизни общества, 522407 – �?стория религии, 522408 Методология истории религии.

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).

Философия религии

В данной программе определяется предмет философии религии и исследуются следующие проблемы: становление и развитие философии религии как раздела религиоведения; светская и конфессиональная философия религии; постановка вопросов религии в философских учениях Нового и Новей�?его времени; европейская философия религии в XVIII XIX вв.; основные направления и представители неевропейской философии религии; развитие философии религии в XX в.; перспективы развития философии религии в современном мире; положения аналитической философии религии о языке религии; религия в “философии жизни” и экзистенциализме; положения философской антропологии о религии; проблемы философии религии в неореализме; феноменологический и герменевтический анализ религии; материалистические, натуралистические и гуманистические концепции религии; гносеологический анализ религиозного сознания; философская эпистемология религиозных верований. Современное состояние философских знаний о религии и основные направления зарубежной философии религии. Отечественная традиция философии религии. Соотно�?ение философии религии, религиозной философии и теологии.

Религиозная философия

Данная магистерская программа посвящена изучению и исследованию следующих проблем: религиозная философия и теология, их сходство и отличие; особенности ре�?ения в религиозной философии онтологических, метафизических, гносеологических, этических и социально-политических проблем. �?сследуются также: философский теизм; религиозная историософия и антропософия; основные направления и �?колы в буддийской философии: вайбха�?ика, саутрантика, мадхъямика, йогачара; православная философия: “академическая философия”, религиозная философия славянофилов, православная антропология, “метафизика всеединства”, неохристианство, мистицизм и др.; католическая философия: неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм, персонализм, “социальные теологии” и др.; протестантская философия и теология: ортодоксальная теология, либеральная теология, неоортодоксия, “безрелигиозное христианство”, радикальная теология, теология процесса, контекстуальная теология, эсхатологическая теология и др.; мусульманская философия и теология: калам, фалсафа, суфийский мистицизм, мусульманская антропология и др.; религиозно-философские �?колы в национальных религиях (иудаизм, индуизм, синтоизм и др.); внеконфессиональная и синкретическая религиозная философия.

Социология религии

В этой магистерской программе исследуется понимание религии в трудах основоположников социологии как науки; изучаются: становление социологии религии как части религиоведения; основные направления и �?колы в социологии религии; ее светские и конфессиональные течения; традиционализм и модернизм в конфессиональной социологии религии; феноменологическое направление в социологии религии; компаративные �?колы; структурно-функциональные подходы в социологии религии; дескриптивно-эмпирические направления в социологии религии; выявляется специфика социологического анализа религии, двух его уровней; изучаются методы исследования, методология, методика конкретно-социологических исследований религиозности; критерии достоверности и социальной значимости их результатов; осуществляется социологическая классификация и типология религиозных верований, культов, организаций.

Психология религии

Эта магистерская программа направлена на изучение становления психологии религии как части религиоведения; основных течений и представителей психологии религии; источников психологических исследований религии; светской и конфессиональной психологии религии, их основных разновидностей; выявляются различия религиозной психологии и психологии религии; исследуется специфика общепсихологических и социально-психологических подходов к изучению религии; психоаналитической интерпретации религии; возрастной психологии религии; пастырской психологии; раскрывается содержание психологической теории религии: психологические предпосылки религии, понятия религиозного опыта; религиозные потребности, чувства, настроения, вера, экстаз; психология религиозного культа и общения, молитвы и медитации; психология религиозных групп и ее соотно�?ения с психологией индивида; религиозно-психологические типы личностей; указывается значение религиозной психотерапии.

Феноменология религии

Данная магистерская программа посвящена анализу становления и развития феноменологии религии, ее основных �?кол и представителей; программных установок феноменологии религии; отличия феноменологии религии от философии религии и истории религии; описательной и интерпретативной феноменологии религии; роли экзегетики и герменевтики в феноменологическом исследовании религии; проблемы феноменологической классификации и типологии религиозных явлений; экзистенциальной феноменологии религии; влияния философской феноменологии на развитие феноменологии религии; неофеноменологии и перспектив феноменологического исследования религии.

Свободомыслие в духовной жизни общества

Данная магистерская программа направлена на изучение свободомыслия как явления духовной жизни человечества; источниковедческой базы теории свободомыслия; светской и религиозно-теологической трактовок свободомыслия; понятия свободомыслия, закономерностей его формирования и развития; зависимости интенсивности и распространенности свободомыслия от социокультурных факторов; свободомыслия в его исторических формах и проявлениях; обыденного и теоретического уровней свободомыслия, народного вольнодумства, богоборчества и скептицизма в отно�?ении религии, религиозного индифферентизма и нигилизма, антиклерикализма, пантеизма и деизма, ересей, гуманизма, атеизма; философских оснований свободомыслия; десакрализации религиозных понятий и образов в социальном, художественном и философском творчестве; проявления свободомыслия в сферах естествознания, литературы, искусства и т.п.; неоднозначного характера влияния различных форм свободомыслия на духовную жизнь личности и общества; особенностей свободомыслия в разные исторические эпохи и у разных народов; истории свободомыслия в России.

�?стория религии

В данной программе дается описание и воспроизведение многообразного мира религии; осуществляется сохранение и накопление информации о существовав�?их и существующих религиях; анализируются описательные и сравнительно-классификационные установки; эволюционизм и антиэволюционизм в концепциях истории религии; изучаются всеобщая история религии, истории конкретных религий и конфессий, страноведческая история религий и конфессий; раскрывается содержание дискуссий вокруг проблемы происхождения религии; анализируются архаичные формы религиозных верований, родоплеменные религии в про�?лом и настоящем, народно-национальные и региональные религии - иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.; особое внимание уделяется истории мировых религий - буддизма, христианства, ислама, их направлений и конфессий; анализируются вероучительные тексты основных религий мира; эволюция религий в современную эпоху; процессы секуляризации и сакрализации; традиционализм, фундаментализм и модернизм; интегративные и дезинтегративные процессы в религиях; образование современных синкретических и нетрадиционных религиозных движений.

Методология религиоведения

В данной магистерской программе исследуются следующие вопросы: религии в контексте пространственно-временного разнообразия культурно-исторических процессов; методы исследования в религиоведении; соотно�?ение истории религии и феноменологии религии; различные подходы (светский и конфессиональный) и интерпретация происхождения, развития, функционирования религиозных верований, культов, организаций; способы и характер межконфессионального взаимодействия; специфика взаимосвязи различных религий с политическими, социально-психологическими, нравственными и эстетическими характеристиками общественно-государственных образований на разных этапах их существования; современные проблемы изучения мировых, региональных и национальных форм религии; герменевтика и ее методы анализа текстов.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по ре�?ению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические �?колы по конкретным разделам соответствующих наук.

 

2. ТРЕБОВАН�?Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВК�?,
НЕОБХОД�?МОЙ ДЛЯ ОСВОЕН�?Я ПРОГРАММЫ СПЕЦ�?АЛ�?З�?РОВАННОЙ ПОДГОТОВК�? МАГ�?СТРА,

�? УСЛОВ�?Я КОНКУРСНОГО ОТБОРА

 

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь выс�?ее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 520400 Философия и 522400 Религиоведение зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта выс�?его профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие выс�?ее профессиональное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

 

3. ОБЩ�?Е ТРЕБОВАН�?Я К ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВК�?
МАГ�?СТРА ПО НАПРАВЛЕН�?Ю

522400 – Религиоведение

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра раз-рабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследователь-ской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследова-тельской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

ОПД – Общепрофессиональные дисциплины направления;

ФТД – Факультативные дисциплины;

СД – Специальные дисциплины;

�?ГА – �?тоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ – Дисциплины направления специализированной подготовки;

СДМ – Специальные дисциплины магистерской подготовки;

Н�?РМ – Научная (научно-исследовательская и (или) научно-пе-дагогическая) работа магистра;

�?ГАМ – �?тоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

 

4. ТРЕБОВАН�?Я К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ М�?Н�?МУМУ СОДЕРЖАН�?Я ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВК�? МАГ�?СТРА

ПО НАПРАВЛЕН�?Ю 522400

 

�?ндекс

Наименование дисциплины
и их основныеразделы

Всего

часов

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы теоретической подготовки бакалавра по данному направлению определены в государственном образовательном стандарте выс�?его профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 522400 – Религиоведение.

7 236

�?того часов подготовки бакалавра

7 236

Требования к обязательному минимуму содержания
специализированной подготовки

 

ДНМ.00

Дисциплины направления

1 134

 

Федеральный компонент

700

ДНМ.01

Современные проблемы религиоведения

Религиоведение как наука. Возникновение религиоведения. Проблемы становления разделов религиоведения. Современное религиоведение: философия религии; проблема определения религии; социология религии; психология религии; история религии. Дискуссия о предмете и структуре религиоведения. Сравнительное религиоведение как направление в современном религиоведении. Теоретическое и эмпирическое религиоведение. Соотно�?ение религиоведения и теологии.

140

ДНМ.02

Эволюция религии в современном мире

Процессы секуляризации и сакрализации; динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; модернизм и фундаментализм; усиление социально-полити-ческой активности религиозных организаций и верующих; религиозный фактор в политиче-

ских и межэтнических конфликтах, в социально-политических движениях; участие религиозных организаций и верующих в ре�?ении глобальных проблем современности; образовании синкретических религиозных движений; интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной "религии", экуменическое движение, международные религиозные организации и форумы.

180

ДНМ.03

�?стория отечественного и зарубежного религиоведения

�?стоки научно-критического исследования религии: философская, историческая, филологическая критика священных текстов в эпоху Возрождения и в Новое время. Становление систематического научного религиоведения в XIX в. в Европе и России. Традиции светского и конфессионального изучения религии. Дифференциация исследовательских направлений и �?кол в религиоведении XIX – начала XX в: сравнительно-мифологическое, историческое, этнографическое, антропологическое, социологическое и психологическое направления. Специфика отечественного религиоведения в XX в.

180

ДНМ.04

Государственно-церковные отно�?ения в истории России

Крещение князя Владимира и принятие христианства на Руси; церковь в древнерусском государстве; взаимоотно�?ения княжеской власти и церкви в эпоху феодальной раздробленности; взаимоотно�?ения церкви с княжескими и ордынскими властями в период монголо-татар-ского ига; роль церкви в объединении княжеств; великокняжеская и церковная власти; изменение положения церкви в период формирования централизованного государства; взаимоотно�?ения светской и церковной властей в ходе становления автокефалии и Московского патриархата; царство и церковь, концепции отно�?ения между царством и священством, "Москва – третий Рим"; государство и церковь в ХVII в.; абсолютизм и церковь; государственно-церковные отно�?ения в ХIХ в.; "Самодержавие, православие, народность"; государство, православная церковь и неправославные вероисповедания; изменения отно�?ений государства и церкви в ходе и после трех революций в России; государственно-церковные отно�?ения после восстановления патриар�?ества.

140

ДНМ.05

Компьютерные технологии в науке и образовании

Структура и функции компьютерных информационных сетей. Перспективы развития технического и программного обеспечения ПЭВМ в сфере науки и образования. Практическая работа с прикладными программами (текстовыми и графическими редакторами, архиваторами, базами данных и др.). Практическая работа в сети Internet.

60

 

Национально-региональный (вузовский ) компонент

434

ДНМ.06

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)

234

ДНМ.07

Дисциплины по выбору студента

200

СДМ.00

Специальные дисциплины

900

СДМ.01

Дисциплины, определяемые требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы.

830

ДВМ.00

Дисциплины по выбору студента

70

Н�?РМ.00

Научно-исследовательская работа

2 034

Н�?РМ.01

Научно-исследовательская работа в семестре

900

Н�?РМ.02

Научно-исследовательская практика

108

Н�?РМ.03

Научно-педагогическая практика

432

Н�?РМ.04

Подготовка магистерской диссертации

594

�?ГАМ

�?тоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

12

недель

�?того часов специализированной подготовки магистра

Всего

4 068

13 248

 

5. СРОК РЕАЛ�?ЗАЦ�?�? ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВК�? МАГ�?СТРА

ПО НАПРАВЛЕН�?Ю 522400 – Религиоведение

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель,

в том числе:

- образовательная программа подготовки бакалавра – 208 недель,

- специализированная программа подготовки магистра – 104 недели,

из них:

теоретическое обучение, включая научно-

исследовательскую работу студентов, производственную

практику, а также экзаменационные сессии – 66 недель,

педагогическая практика – не менее 10 недель,

итоговая государственная аттестация, включая

защиту квалификационной работы – не менее 12 недель,

каникулы (включая 4 недели последипломного

отпуска) – не менее 16 недель.

 

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра – на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки магистранта устанавливается 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превы�?ать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 32 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра – 16 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАН�?Я К РАЗРАБОТКЕ �? УСЛОВ�?ЯМ РЕАЛ�?ЗАЦ�?�? ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВК�? МАГ�?СТРА

ПО НАПРАВЛЕН�?Ю 522400 – Религиоведение

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.1.1. Выс�?ее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом выс�?его учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план выс�?его учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хоро�?о, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы.

Научно-исследовательская работа магистранта осуществляется под руководством выделенного научным руководителем магистерской программы и утвержденного Ученым советом факультета преподавателя, имеющего ученую степень не ниже кандидата наук.

Магистрант должен в установленные сроки написать текст диссертации и представить его для обсуждения научному руководителю магистерской программы.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы выс�?ее учебное заведение имеет права:

– изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

– предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часов в неделю;

– осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных �?кол вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. �?ндивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

В кадровом отно�?ении реализация основной образовательной программы подготовки магистра в вузе должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины или систематически занимающимися научно-исследовательской работой по данной дисциплине.

Лекционные курсы по всем общим дисциплинам федеральной компоненты должны читаться доцентами или профессорами, систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине.

Реализация основной образовательной программы магистра должна, как правило, обеспечиваться �?татными преподавателями вуза. Вуз имеет право привлекать для чтения курсов до 25% преподавателей сторонних организаций.

6.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы магистра включает в себя:

– учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта;

– рабочие планы на каждый год обучения;

– утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов, а также утвержденные руководителем магистерской программы программ специальных дисциплин;

– утвержденные вузом (факультетом) положения о научно-иссле-довательской, педагогической и производственной практиках магистрантов, государственном экзамене и магистерской диссертации, а также перечень примерных тем магистерских диссертаций по каждой магистерской программе, реализуемой в вузе;

– наличие утвержденных деканом факультета индивидуальных планов работы каждого магистранта;

– наличие компьютерного класса, доступного студентам-магист-рантам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;

– наличие доступного для магистрантов выхода в систему Internet.

– наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам настоящего Государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 магистранта;

– наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой философской и религиоведческой мысли в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также философских журналов академических институтов, Вестников классических университетов (сер. Философия) и региональных философских журналов.

6.5. Требования к материально техническому обеспечению учебного процесса.

Выс�?ее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу бакалавра, должно располагать материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, научно-исследовательской и практической работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.

6.6. Требования к организации практик.

Педагогическая практика включает в себя:

– семестровый курс лекций "Методика преподавания религиоведения", в котором должны обсуждаться следующие вопросы: различные способы построения курса религиоведения в вузе; учет специфики вуза в курсе религиоведения; трудности в преподавании отдельных тем курса, подготовка и проведение лекций и семинарских занятий в различных их формах; использование литературы при подготовке к лекциям и семинарам; методика проведения консультаций, экзаменов, зачетов; контрольных работ и оценки знаний студентов; этика поведения преподавателя;

– предоставление возможность каждому магистранту освоить соответствующую образовательно-профессиональную программу педагогического профиля, дающую возможность получить дополнительную квалификацию – преподаватель религиоведения;

– выделение каждому магистранту руководителя его педагогической практики и посещение студентом семинаров руководителя педагогической практики;

– проведение под контролем руководителя педагогической практики не менее 4 самостоятельных семинарских занятий; проверку контрольных работ студентов и рефератов; написание текста лекции;

– обсуждение на кафедре результатов педагогической практики магистранта и проставление итоговой оценки.

Научно-исследовательская практика включает в себя:

– написание под руководством научного руководителя выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

– освоение работы с библиотечными каталогами;

– обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;

– участие с выступлениями на научных конференциях;

– освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем;

Производственная практика может включать в себя участия в работе студенческих, молодежных, религиозных и общественно-политических организаций, в работе приемных комиссий, участия в избирательных компаниях, проведении различного рода опросов и анкетирования, музейную практику. Магистр должен пройти практику исследования современных религиозных процессов, происходящих как у нас в стране, так и за рубежом, практику изучения: изменения соотно�?ения конфесиональной принадлежности граждан разных стран, в особенности, Европы; роли различных политических движений современности; избирательных предпочтений тех или иных конфессий; уровня и состояния религиозности в разных регионах мира; тенденций в теологии и богословии разных конфессий.

 

7. ТРЕБОВАН�?Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВК�? МАГ�?СТРА
ПО НАПРАВЛЕН�?Ю 522400

 

– Религиоведение

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 Государственного образовательного стандарта выс�?его профессионального образования бакалавра по направлению 522400 Религиоведение.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают:

навыки:

владение самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью, требующей �?ирокого образования в соответствующем направлении;

умения:

– формулировать и ре�?ать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Магистр должен обнаружить:

7.1.3. Специальные требования.

Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом при реализации конкретной магистерской программы.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.

7.2.1. �?тоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Выс�?ее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

Основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Магистерская диссертация, являясь завер�?ающим этапом выс�?его профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение вне�?них рецензентов.

7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 522400 – Религиоведение определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области Религиоведения, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников выс�?их учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и Государственного образовательного стандарта по направлению 522400 Религиоведение.

понимание роли Конституции, законодательных актов и международных правовых документов в юридическом закреплении свободы совести и вероисповеданий; развитие представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России. знание истории философского обоснования принципов отделения церкви от государства и светскости образования, провозгла�?ения равенства прав граждан независимо от их отно�?ения к религии; знание истории возникновения представлений о свободе совести; основные этапы борьбы за веротерпимость в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации; представление о проблемах свободы совести в Новое и Новей�?ее время; представление об основных исследовательских направлениях и �?колах в религиоведении XX в.; знание истории возникновения систематического научного религиоведения, в частности в работах русских мыслителей; понимание специфики отечественного религиоведения в XX в.; знание истории становления религиоведения как дисциплины, традиции светского и конфессионального изучения религии; конкретные знания о синкретических религиозных движениях; интегративных процессах в религиях, экуменическом движении. понимание роли и значения религиозного фактора в политических и межэтнических конфликтах современного мира, его роли в социально-политических движениях, а также в ре�?ении глобальных проблем современности; представление об усилении социально-политической активности религиозных организаций и верующих; конкретные знания о процессах секуляризации и сакрализации в современном мире; динамике изменения уровня и характера религиозности; изменениях в вероучениях и теологических концепциях.